воскресенье, 18 сентября 2016 г.

Около гитары: Про ноты и не только

У меня нет точной статистики, но я почти уверен, что среди гитаристов наибольшее количество любителей, или, точнее сказать, самоучек. Не думаю, что их найдется столько же среди пианистов, или, скажем, духовиков.

Наверное, именно по этой причине среди гитаристов не утихают споры о том, нужно ли быть музыкально грамотным, чтобы играть/сочинять/выступать с концертами. Среди противников музыкального образования очень популярен тезис о том, что некий музыкальный кумир (Пако, Хэтфилд, Кобейн, Маккартни, вписать свое) "не знает нот". Мол, не знает он никаких ваших диезов-бемолей и вон как шпарит.

Вот этот тезис и хотелось бы разобрать, потому что он, как мне кажется, изрядно искажает картину мира для неискушенных людей.

Действительно, многие известные музыканты часто утверждают, что не знают нот, и я почти уверен, что они говорят правду. Но ведь это не значит, что они музыкально неграмотные! Можно ли себе представить, что тот же Хэтфилд, или Клэптон не знает, что существуют нота "до", или не сможет найти ее на грифе, или на рояльной клавиатуре? Разумеется, нет! А как же эти самые "не знающие нот" гении объясняют свои идеи другим музыкантам? Продюсерам? Неужели просто показывают аккорды на гитаре, даже не зная как они называются, или просто напевают не в силах объяснить? Этого просто не может быть, иначе любой процесс репетиции или записи будет превращаться в натуральный ад, жутко растянутый по времени.

Так что, любой серьезный музыкант конечно же знает названия нот и аккордов, отличает мажор от минора, понимает, что такое тональность так далее. Но что же они имеют в виду, когда говорят, что не знают нот? Да просто-напросто, что не знают нотной грамоты, нотного письма, как такового. И в это я легко верю. Причем, скорей всего, многие имеют в виду, что не могут раcписать партитуру для какого-нибудь камерного оркестра, ну так это действительно отдельное ремесло в музыке.

Конечно, сама по себе музыкальная грамотность не превращается в умение сочинять или виртуозно владеть инструментом. Просто не стОит вестись на аргумент - "такой-то не знает нот". Все они знают, все понимают и во всем разбираются. И вам придется, если хотите преодолеть любительский уровень.

А что касается конкретно умения писать/читать ноты, то мне кажется - это полезный навык. Как минимум, в порядке гимнастики для ума. А кроме того, знание нотной грамоты делает музыку более упорядоченной, понятной и прозрачной. Проще подбирать на слух, учить новое, улавливать конкретные приемы. При этом читать/писать ноты совсем не трудно, это вовсе не какой-то там высший пилотаж, наоборот - это простейшая ступень в изучении музыки. Писать\читать ноты учат детишек в музыкальных школах, которые еще и обычных-то букв могут не знать.

вторник, 13 сентября 2016 г.

Живьем: Мик Хакнелл поет Anna (Go with him)

Оказывается, в 2013 году на Abby Road записали каверы на песни с пластинки Битлз "Please please me" по случаю 50-летнего юбилея выхода этой пластинки. На ютубе лежат некоторые записи и весь фильм целиком тоже есть.


Джаз-клуб РККА, гр. Несчастный случай. Ноты и табы

Много лет назад мой институтский друг показал мне, как играть песню "Джаз-клуб РККА" группы "Несчастный случай" . Года четыре назад я решил ее вспомнить и выложить на Ютуб. С тех пор достаточно регулярно получаю просьбы сделать табы, и столь же регулярно обещаю когда-нибудь сделать.

Наконец-то, "когда-нибудь" наступило :) Вот они - табы, надеюсь, получилось понятно, т.к. именно аккомпанемент к песням мне делать еще не приходилось.

А вот она - песенка

Пускай тогда до кучи будет и другая песня "Несчастного случая", которую я когда-то пел - "Я верю ей"